Совершенствование природоохранного законодательства

По инициативе команды Проекта, 8 февраля состоялось совещание о состоянии противодействия незаконному обороту животных в сети Интернет (https://attention-turtle.ru/) с участием представителей Росприроднадзора, Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы, Федеральной таможенной службы, Зоологического института РАН, Института зоологии Республики Казахстан, WWF, Центра охраны дикой природы, экоцентра «Дронт» и Сибирского экологического центра и экспертов Проекта. Два основных доклада были посвящены анализу предварительных результатов проекта «Красная книга? Не продается!» и юридических аспектов работы по противодействию незаконному обороту животных.

По итогам совещания участники обратились в Министерство природных ресурсов и экологии РФ и другие органы государственной власти с предложениями о доработке нормативной базы и правоприменительной практики в сфере противодействия незаконному обороту животных.

В настоящее время командой проекта «Красная книга? Не продается!» подготовлен примерный перечень предложений по совершенствованию законодательства (Приложение I) и правоприменительной практики (Приложение II), которые можно было бы принять в качестве отправной точки для дискуссии рабочей группы.  

Открытые письма содержащие наши предложения отправлены в профильных ведомств:  Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Комиссию Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Экология и природные ресурсы", Специальному представителю Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, Комиссию по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации, Правительственную комиссию по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, Комитет Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. С текстом писем можно ознакомиться по ссылке на нашем сайте https://attention-turtle.ru/open_letters, отдельно со списком предложений в следующем документе Предложения по совершенствованию законодательства РФ.pdf или ниже на сайте.

 

Приложение I. Предложения по совершенствованию законодательства РФ в сфере противодействия незаконному обороту животных

 

A.        КоАП РФ:

  1. Усилить административную ответственность, предусмотренную ст.8.35 КоАП РФ за уничтожение, незаконный оборот, действия, которые могут привести к гибели или нарушению среду обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, повысив пороговые значения штрафов для граждан следующим образом: от десяти до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
  2. Установить административную ответственность за неоднократное совершение действий, предусмотренных ст. 8.35 КоАП РФ (посредством дополнения КоАП РФ второй частью), установив пороговые значения штрафов следующим образом: на граждан в размере - от ста пятидесяти тысяч до миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных, растений, а также животных, растений их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до двух миллионов рублей с конфискацией орудий добычи животных, растений, а также животных, растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от шестисот тысяч до пяти миллионов рублей с конфискацией орудий добычи животных, растений, а также животных, растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
  3. Установить административную ответственность (посредством дополнения КоАП РФ ст.8.35.1) за нарушение требований законодательства об ответственном обращении с животными, установив следующие пороговые значения штрафов:  на граждан в размере от одной тысячи до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток. При повторном нарушении указанные пороговые значения повышаются в два раза.
  4. В проекте КоАП РФ, подготовленном Министерством Юстиции РФ, предложения, предусмотренные пп.А.1-3 выше также оставлены без внимания, в связи с чем предлагается внести на обсуждение следующие поправки в указанный проект:
    1. Статью 17.40 проекта  - «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или грибов» предлагается дополнить частью второй, предусматривающей усиленную административную ответственность за повторное административное нарушение (Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений и грибов, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных, растений и грибов, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), установив следующие пороговые значения штрафов: на граждан в размере - от ста пятидесяти тысяч до миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных, растений и грибов, а также животных, растений и грибов, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до двух миллионов рублей с конфискацией орудий добычи животных, растений и грибов, а также животных, растений и грибов, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от шестисот тысяч до пяти миллионов рублей с конфискацией орудий добычи животных, растений и грибов, а также животных, растений и грибов, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Кроме того, предлагается скорректировать саму формулировку данной статьи: вместо «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или грибов» указать «Уничтожение животных, растений или грибов, относящихся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам».

    1. Статью 17.43 проекта – «Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира» предлагается дополнить частью седьмой, устанавливающую административную ответственность за нарушение требований законодательства об ответственном обращении с животными, установив следующие пороговые значения штрафов: на граждан в размере от одной тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток. При повторном нарушении указанные пороговые значения повышаются в два раза.

 

Б.        УК РФ

  1. Установить уголовную ответственность (посредством дополнения ст. 258.1 УК РФ новой частью), предусматривающей ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных), совершенные в крупном размере.  Крупным размером в указанной статье предлагается признать стоимость диких животных и водных биологических ресурсов, превышающая сто тысяч рублей.

 

В.        Иное законодательство

  1. Дополнить Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 № 38-ФЗ отдельной статьей, запрещающей публикацию объявлений о продаже или скупке, а также иных видах оборота животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами.
  2. Предусмотреть в Федеральном законе от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» возможность внесудебной блокировки объявлений, содержащих побуждение к совершению действий по незаконному приобретению и продаже, а также к совершению иных действий, которые могут привести к гибели и сокращению численности диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных), за осуществление которых предусмотрена уголовная и административная ответственность.
  3. Определить на федеральном уровне перечень документов, при наличии которых допускается оборот редких и исчезающих диких животных и растений (посредством дополнения Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ ст.26.1, по аналогии со ст. 3 Закона г. Москвы «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы» от 30 июня 1999 № 28):
  • для образцов, добытых в природе на территории Российской Федерации, - документ, подтверждающий законность добычи, выданный в установленном порядке специально уполномоченным на то органом исполнительной власти;
  • для образцов, разведенных в неволе на территории Российской Федерации, - документ, подтверждающий факт разведения в неволе, выданный в установленном порядке специально уполномоченным на то органом исполнительной власти;
  • для живых редких и исчезающих диких животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, - разрешение (распорядительная лицензия), выданное в установленном порядке специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды;
  • для образцов, включенных в Приложения I, II, III СИТЕС, ввезенных на территорию Российской Федерации, - разрешение или сертификат о происхождении установленной формы, выданные административным органом СИТЕС страны-экспортера либо другим уполномоченным органом, если страна-экспортер не является членом СИТЕС, а для образцов, конфискованных в установленном порядке, - сертификат административного органа СИТЕС в России либо документы, выданные на основании таких разрешений и сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;
  • для найденных или случайно изъятых из природы образцов - свидетельство, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;
  • для образцов, приобретенных до вступления в силу настоящей статьи, - регистрационный документ установленной формы, выданный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

Для коммерческого использования образцов редких и исчезающих диких животных и растений необходимы также следующие документы:

  • для всех образцов - лицензия на данную коммерческую деятельность, выданная уполномоченным на то органом исполнительной власти;
  • для редких и исчезающих диких животных - свидетельство о регистрации пользователей (граждан и юридических лиц), выданное в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды;
  • для всех образцов, кроме дериватов, - ветеринарное или фитосанитарное свидетельство,
  • для образцов, предназначенных для пищевого, парфюмерного, косметического или медицинского использования, - документы, выданные уполномоченными органами исполнительной власти, если таковое предусмотрено действующим законодательством.

В указанном законе также следует определить, что коммерческое использование редких и исчезающих диких животных и растений осуществляется исключительно в местах, определяемых органами власти. Лица, занимающиеся коммерческим использованием образцов редких и исчезающих диких животных и растений, обязаны вести учет всех своих операций, включая реквизиты поставщиков и товарополучателей, за исключением граждан - розничных покупателей, а также все случаи гибели или размножения живых образцов при их использовании.

  1. В целях обеспечения возможности передачи конфискованных объектов животного мира частным реабилитационным центрам, следует возобновить работу над и обсуждение Проекта Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка распоряжения безвозмездно изъятыми или конфискованными водными биологическими ресурсами, в том числе водными млекопитающими, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания» (подготовлен Минэкономразвития 13 июня 2017), которым предлагается разрешить бесплатно передавать изъятых или конфискованных животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, не только государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или учреждениям, но и иным юрлицам (при невозможности передачи унитарным предприятиям или учреждениям) для использования в природоохранных, культурных, научных, медицинских, образовательных или просветительских целях. При этом им будет запрещено последующее отчуждение этих животных. Также будет запрещена передача животных передвижным зоопаркам и циркам.
  2. Включить в ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ запрет на ввоз на территорию РФ инвазивных видов животных по перечню, определяемому органом, уполномоченным Правительством РФ (например, МПР).  В первую очередь, к числу таких видов следует отнести красноухую черепаху. Одновременно необходимо разработать правила обращения с изъятыми животными инвазивных видов.

 

 

 

Приложение II. Предложения по корректировке правоприменительной практики по проблеме незаконного оборота животных

  1. В настоящее время в штате Природоохранной прокуратуры, органов Министерства внутренних дел, Роспотребнадзора отсутствуют специалисты в области зоологии, ботаники и т.п. Это делает крайне затруднительным процесс определения видовой принадлежности объектов животного и растительного мира, включенных в Красную книгу и/или международные договоры, которые являются объектом правонарушений в области незаконного оборота защищенных видов животных и растений. В рамках расследования уголовных дел и дел об административных правонарушениях организация и непосредственное производство судебных экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщений о преступлениях осуществляется Федеральным государственным казенным учреждением «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации».  На уровне субъектов федерации существуют бюджетные учреждения, которые имеют право проводить исследования и экспертизы в рамках экологических нарушений.

Предлагаем создать аналогичное учреждение, наделенное правом проводить судебные экспертизы и делать экспертные исследования в рамках производства по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, проверках сообщений о правонарушениях и преступлениях, оперативных мероприятиях, связанных с незаконным оборотом объектов животного и растительного мира.  К сотрудничеству с таким учреждением необходимо привлечь специалистов в области зоологии, ботаники и смежных наук, которые смогли бы готовить подобные заключения. Подобное учреждение может быть создано в рамках системы правоохранительных органов или иметь самостоятельный статус и договоры о сотрудничестве с правоохранительными органами.

  1. В настоящий момент в структуре Министерства Внутренних Дел не выделено особое управление, отвечающее за возбуждение и расследование дел в области незаконного оборота защищенных видов животных и растений (подобного, например, главному управлению экономической безопасности и противодействию коррупции в составе МД РФ).  Отсутствует и специальное подразделение в составе Полиции РФ.  Ранее эксперименты по созданию подобных структур проводились разными регионами РФ (например, https://petrovka-38.com/arkhiv/item/ekologiya-moskvy-pod-kontrolem). В ряде регионов выделены схожие подразделения с несколько иным функционалом (например, отдел по борьбе с правонарушениями в лесной сфере МОБ ГУВД Иркутской области).  

Отсутствие управления, которое специализировалось бы на работе в экологической и природоохранной сфере, ведет к отсутствию заинтересованности и внутриведомственного контроля над обращениями и фактами в области незаконного оборота защищенных видов животных и растений.  Отсутствуют оперативные сотрудники, которые могли бы осуществлять оперативно-розыскную деятельность в указанной сфере.  Это приводит к тому, что проверки и расследования в этой сфере проводятся по «остаточному принципу», а даже в случае реакции правоохранительных органов на заявления, интерес сотрудников минимален, так как внутриведомственная специализация отсутствует. 

Предлагается создать в составе МВД РФ управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды (экологическую полицию) поднадзорную Природоохранной прокуратуре. 

  1. В связи с отсутствием в составе органов внутренних дел профильного управления по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере охраны окружающей природной среды крайне желательно создание комплекта образовательных и методических материалов для сотрудников правоохранительных органов и Росприроднадзора о проблематике незаконного оборота животных и растений, основных видов, вовлеченных в такой оборот в зависимости от сезона, процессуальных полномочиях представителей органов внутренних дел и Росприроднадзора, порядка получения предварительных заключений специалистов и т.п. 
  2. С учетом важности проблематики незаконного оборота защищенных видов животных и растений целесообразно разработать современный наглядный обучающий материал для обществ охотников и рыболов, а также лицензионных подразделений Росгвардии о недопустимости охоты/оборота защищенных видов животных и ответственности за это.
  3. Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Правил использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.» от 28 мая 2003 № 304 (ред. от 04.02.2021) (п. 4) «расходы специализированной организации по временному содержанию (хранению) образцов возмещаются физическим или юридическим лицом, у которого они безвозмездно изъяты или конфискованы, или за счет средств, полученных от реализации образцов». Необходимо обеспечить, чтобы данное условие работало также в случае, если образцы будут переданы частным реабилитационным центрам, для чего в указанном постановлении это можно предусмотреть прямо либо по аналогии со 232 ГК РФ (расходы на содержание безнадзорных животных) указать, что «лицо или организация, осуществляющая временное содержание (хранение) образцов, имеет право на возмещение лицом, у которого такие образцы конфискованы, расходов, связанных с содержанием животных». Целесообразно разработать минимальные компенсационные ставки, которые дадут возможность реабилитационным центрам получать минимальное бюджетное авансирование расходов на переданных им животным с последующим возмещением расходов за счет средств правонарушителей.